Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. З. А. Космодемьянской городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

МБОУ Гимназия п. Чегдомын


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Персональные данные всех участников образовательного процесса, имеющиеся на сайте размещены на основании согласия на обработку персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.06 №152-ФЗ(О персональных данных)


Электронные образовательные ресурсы

 

РЭШ

МЭО

ЯКласс

Skysmart

Дневник.ру

Сберкласс

Профилактика деструктивного поведения


План профилактики идеологии терроризма - ПОСМОТРЕТЬ


Что такое деструктивное поведение?

 

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

• Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.

• Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

 

Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?

 

Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Деструктивное поведение:

- плохая успеваемость;

- акты жестокости;

- употребление/злоупотребление ПАВ;

- ранний/незащищенный секс;

- проблемы с психическим здоровьем;

- суицидальные попытки;

- агрессивность;

- нежелание соблюдать социальные нормы;

- проблемы эмоционального характера;

- неспособность адекватно выражать свои чувства;

- неспособность преодолевать стресс;

- проблемы во взаимоотношениях с людьми;

- низкая самооценка.

Примеры деструктивного поведения детей:

- ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;

-причиняет вред самому себе;

- склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.

Деструктивное поведение в подростковой среде:

- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;

- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.

Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Ведущие признаки агрессивного поведения:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденция к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Деструктивное поведение имеет две основных формы:

  1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);

  2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является, безусловно, поиск путей снижения числа преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Нельзя забывать о том, что криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с правильными твердыми жизненными установками.

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «групп риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.